Главная \ Выставки \ Игрушки нашего детства

Игрушки нашего детства

«Игрушки нашего детства»

Виртуальная выставка «Игрушки нашего детства» — это еще одна возможность окунуться в детство. Какими были ваши любимые игрушки? Какие игрушки вы видели у своих родителей или даже бабушек с дедушками? Они когда-то тоже были детьми и возможно сохранили любимые игрушки или отдали из детям и внукам.

Виртуальная выставка «Игрушки нашего детства» — это рассказы об экспонатах Уссурийского музея, которые могут быть вам очень знакомы и даже любимы.

А начнем с музейного экспоната, который олицетворяет окончание учебного года  и учебы вообще.

О ЦАРЯХ, ШКОЛЕ И МУЗЕЕ

ВЕЛОСИПЕД

КЛОУН-ГИМНАСТ

ШВЕЙНАЯ МАШИНКА

АРФА

«Золотистые струны, напоминающие лучи солнца… Изящная рама как крыло огромной бабочки. Благородный звук и мягкий серебристый тембр…»

Как только не описывают этот замечательный музыкальный инструмент, и неудивительно, что именно арфу считают самым красивым и поэтичным музыкальным инструментом. Арфа вдохновляла поэтов и музыкантов, наполняла любовным пылом романтические сердца.

Глубокое, будто неземное звучание этого щипкового инструмента будоражит воображение и заставляет соглашаться с невероятными легендами её божественного происхождения. В древние времена арфу считали инструментом богов, в средние – монахов и богословов, в конце прошлого тысячелетия её причисляли к аристократическим пристрастиям, сегодня арфа – обязательный участник любого симфонического оркестра. На арфе можно играть практически всё – от церковной музыки до рока.

И как повезло детям СССР, которые могли прикоснуться к миру искусства, и среди игрушек которых был этот замечательный музыкальный инструмент – арфа.

Игрушку можно было приобрести в магазине в картонной коробке прямоугольной формы с крышкой. Арфа представляет собой треугольную металлическую раму, покрытую золотистой краской. Внутри на регулируемых колках натянуто 15 металлических струн разной длины. Металлическая рама фиксировалась на подставке из пластмассы. К арфе прилагался металлический ключ для настройки, два медиатора из пластмассы, лист картона с тремя запасными струнами и 11 листов картона, по контуру повторяющие арфу, с нотами музыкальных произведений, а также паспорт с печатным текстом инструкции и словами нескольких песен: «Полюшко поле», «Сулико», «Пусть бегут неуклюже» и т.д.

С задней стороны «Арфы» установлены две изогнутые плоские поворотные планки, которые играют роль прижима — пружины. С помощью этих прижимов  фиксировали  лист плотного белого картона с нотами. На листах картона были нанесены  типографским рисунком струны, и стрелкой обозначалось начало и последовательность перемещения по струнам самой арфы. Длительность нот была напечатана как в настоящей нотной тетради. Каждая «Арфа» настраивалась индивидуально.

В коллекцию МБУК «Уссурийский музей» игрушка попала благодаря дарителю Пристиной Алле Прокопьевне в 2010 году.

 

НЕВАЛЯШКА

Для нескольких поколений советских людей это была первая игрушка в жизни. Яркая и простая кукла помогала развивать у детей моторику и воображение. Важной особенностью игрушки является то, что благодаря своим размерам, форме и конструкции она абсолютно безопасна для детей.

Первая модель  Неваляшки  была придумана в 1958 году, когда всесоюзный Институт игрушки разработал для порохового завода несколько моделей кукол из целлулоида. Все дело в том, что целлулоид, как и современный бездымный порох, производят из одного сырья – целлюлозы, а потому эти два производства зачастую объединяют под одной крышей. Так, Тамбовский пороховой завод выпускает не только начинку для патронов, боеприпасов, пороховые заряды для ракет, но и широко известную гражданскую продукцию – игрушки, в частности знаменитую куклу Неваляшку. Надо сказать, что снаряды, которые выпускал в советское время завод, тоже порой  называли «неваляшками».

Сама идея создания куклы Неваляшки, прозванной «Ванькой — встанькой» была позаимствована из японской культуры.  Есть версия, что на создание игрушки на Востоке вдохновил монах-отшельник, у которого из-за продолжительного сидения атрофировались все конечности. Тем не менее, люди ценили монаха-философа и стали воспринимать его как некое божественное существо без рук и ног.

В России кукла по принципу «Ванька-встанька» была известна и широко распространена еще в начале XIX века и носила другое название – «кувыркан». Такие игрушки продавали на ярмарках. Делали их из дерева, чаще всего из сосны, липы или осины. Оформляли в виде скоморохов, девушек на шаре или толстопузых купцов. Внутри игрушки крепили колокольчик.

Принцип устройства такой куклы достаточно прост. За основу берется скругленный полый сосуд, внутри которого установлено грузило. Благодаря этим элементам игрушка не может опрокинуться на бок, она всегда встает.

В Уссурийском музее хранятся две куклы Неваляшки, принятые в дар от Власика Ярослава Николаевича и Просина Андрея Михайловича. Наши Неваляшки отличаются друг от друга цветом и размером.

Куклы Неваляшки состоят из головы, туловища, рук. Все эти детали шарообразной формы, разные по диаметру. На голове рисованная шапочка с белой окантовкой у лица. Лицо с рельефным изображением волос на лбу, глаз, носа, губ, щёк, подбородка. Руки в виде шариков прикреплены к туловищу по бокам, располагаются ближе к голове. Туловище красного или желтого цвета, с имитацией пуговиц белого цвета. При наклонах в сторону Неваляшки издают мелодичный звук. Высота самой большой игрушки — 41 см, маленькой – 15 см. Срок службы неваляшек — 7 лет.

В наше время выпускают более 35 видов таких игрушек: зайцы, крокодилы, незнайки и др. Правда делают их не из целлулоида, а из полиэтилена, т.к. в 1990-е гг. выпуск игрушек из горючих материалов во всём мире был запрещён. На смену советскому целлулоиду пришла российская плёнка ПВХ. Это, пожалуй, главное отличие современной неваляшки от винтажной. Внешне за 60 лет она практически не изменилась. А главное — как и прежде, абсолютно безопасна для детей.

Неваляшки – символ города Котовска Тамбовской области. В 2012 году в городе был установлен памятник неваляшке.