Продлить новогоднее настроение и погрузиться в предновогоднюю атмосферу Уссурийска советского периода поможет выставка «В новый год по страницам старых газет».
Газета «Коммунар» издавалась с 1930 года и была важным информативным источником, освещающим основные события, дающим оценки изменениям, которые происходили в разных сферах жизни общества. Собрать информацию и предоставить ее вашему вниманию у нас получилось благодаря работе в городском архиве, где сохранились экземпляры «Коммунара» с 40-х годов XX века и буквально до начала 2000-х. Несмотря на то, что копии газет ввиду ветхости оригиналов и не четкой печати, представлены не всегда в хорошем качестве, но информация, содержащаяся на страницах «Коммунара» - уникальна.
По газетам можно восстанавливать историю развития города, т.к. в конце года на страницах «Коммунара» или в первых январских выпусках подводились итоги года уходящего: есть информация об объемах производства, строительства жилищного фонда, торговли и т.д. С 40-х по 60-е годы эта информация подавалась официально, торжественно, как призыв к новым победам, трудовым успехам. Печатались и фельетоны - различного рода новогодние «протирки». Например, 1 января 1962 года были напечатаны стихи Антипа Протиркина (кто писал под этим псевдонимом нами не установлено). Они восхваляли уссурийцев, успешно справившихся с задачами в прошедшем году, и критиковали нерадивых производителей с конкретным указанием бригад, руководителей, отдельных личностей. С благодарностью он пишет о комсомольско-молодежной бригаде коммунистического труда УНР-751, выпускающей бетон отличного качества в счет 1962 года:
«Вся молодежная бригада,
В работе задавая тон,
На вахте трудится, как надо –
Дает сверхплановый бетон…»
Прогуляться же по зимнему городу можно с героями рассказа «В Новогоднюю ночь» Л. Васильева, напечатанного в 1960 году. Рассказ повествует о встрече Деда Мороза и молодого Нового года, в котором сказочные герои приходят в город Уссурийск «по Владивостокскому шоссе, минуя два больших арочных столба с надписью «Уссурийск»», и обсуждают достижения, проблемы и перспективы развития предприятий города. «…Вот отсюда, сынок, начинается город, где предстоит тебе прожить целый год… - Взгляни вон туда, - указал Дед Мороз в сторону сахарного комбината. - Это лишь одно из предприятий Уссурийска, которое опередило нас и работает в счет 1961 года… Тут же в поселке находится и мясокомбинат…»
Интересно, что в 1965 году во всех предприятиях общественного питания принимались заказы на изготовление блюд к праздничному столу, а еще с 40-х годов принимались заказы для доставки продовольственных товаров на дом. Часы работы торговых точек 30 и 31 декабря продлевались, а 1 января работали дежурные продовольственные и хлебные магазины (статья «К сведению покупателей», 1965 г.).
К новогоднему столу предлагался большой выбор кондитерских изделий, колбасные и рыбные товары и большой ассортимент водочных изделий и вин. Чайная № 2, располагавшаяся по ул. Лазо, дом 6, в 1947 году предлагала холодные и горячие закуски, национальные блюда, пирожки, пельмени и торты. А в самой чайной играли джаз и устраивали танцы до 3 часов ночи.
По страницам газеты видно, что советский народ, «окруженный заботой коммунистической партии», вел активную культурную жизнь в преддверии нового года. Работали кинотеатры, цирк, городской театр, клубы, проводились елки, новогодние вечера, балы-маскарады, дни отдыха, выступали на предприятиях коллективы художественной самодеятельности.
Например, в статье 1964 года «Куда пойти в праздничные дни» упоминаются 6 кинотеатров Уссурийска, работающие в новогодние праздники: «Россия», «Заря», «Комсомолец», «Хроника», «Салют», «Восход».
В 1952 году на Большой новогодний бал-маскарад Ворошиловский городской драматический театр предоставлял в прокат костюмы, в 1956 году у новогодней елки дополнительно играл духовой оркестр. В 1956 году в Доме культуры им. Чумака выдавали карнавальные маски на прокат, для посетителей в карнавальных костюмах цена на входной билет была снижена на 50 процентов.
Для детей до нового года и на каникулах организовывались елки-утренники, поздравления Деда Мороза с подарками, катания на коньках, лыжах, с горок и другие мероприятия, т.е. заботились о досуге учащихся. В 70-е гг. показывали кукольный театр для ребятишек.
В 1999 году появляется объявление о приеме заявок на новогоднее поздравление детей на дому Дедом Морозом и Снегурочкой.
В период с 40-х по 80-е годы замечательным было напоминание гражданам о своевременном и даже заблаговременном отправлении новогодних поздравительных телеграмм родным и знакомым.
Лихие 90-е также оставили свой след на страницах «Коммунара». В этот период в новогодних выпусках появляются гороскопы, советы вегетарианцам, рецепты как из минимума продуктов накрыть стол, советы как без возможности купить ткань, смастерить новогодний костюм и т.п.
В подведении итогов уходящего 1993 года читаем: «Год был для нас сложным и нелегким». И вместо достижений – «Нужды горожан забыты… треск лопнувших батарей сопровождал шествие Деда Мороза по застывшим квартирам. В решении продовольственной программы на брошенное на произвол судьбы село надежды мало…. Кражи, насилия, убийства стали настолько привычным явлением, что магазины закрываются пораньше, «отстреливают» коммерсантов…. Набеги на сады, огороды – будничное явление. Бомжи, безработные… Цены понеслись вскачь.» Преобладает забугорный товар из Китая, а также чесотка и вшивость.
Самыми популярными фильмами по итогам кинопроката 1994 года были отмечены горожанами японские эротические ленты «Империя чувств», «Империя страсти» и т.д.
Сколько было реализовано горожанам елок, елочных украшений, в чем заключалась операция «Елочка», проводимая ежегодно оперативным отрядом, созданным из студентов сельхозинститута в 70-е годы, где и когда была установлена самая большая елка в Уссурийске, как отдыхали и какие желания загадывали уссурийцы – все это и многое другое вы узнаете, прогулявшись по страницам старых газет, посетив Уссурийский музей.
В статье «У новогодних елок» есть такие строки, по которым легко догадаться к какому году относится газета, в которой напечатана эта статья: « на развесистых лапах таежной красавицы, покачиваются золоченные шары, свисают серебристые гирлянды, возле самой верхушки горделиво летит «ракета», а внизу в белоснежном ватном снегу стоит добродушный розовощекий Дед Мороз. ?? Определите год (1962)
Реализация елок
1968- реализовали 4000 елок, украшений елочных на 25 тыс руб.
Торговля
Культура
Листая прессу после октябрьского (1964 г.) Пленума ЦК КПСС, снявшего с должности Н. Хрущева, нельзя не обратить внимание на то, как сочеталась в ней прямолинейность суждений, с одной стороны, и ярко выраженное желание по новому взглянуть на окружающий мир — с другой. Это проявилось в содержании журнальной периодики, которая дала примеры принципиально разного восприятия окружающей жизни. Так, «Новый мир» под руководством Александра Твардовского, вновь назначенного на место его главного редактора, продолжил литературную традицию, получившую развитие в годы хрущевской оттепели и выраженную в стремлении показать жизнь такой, какая она есть, — со многими проблемами и противоречиями. И хотя лагерной темы (вспомним «Один день Ивана Денисовича» А. Солженицына) здесь уже не стало, в журнале публикуются значительные художественные произведения. Среди них повесть Ч. Айтматова «Прощай, Гюльсары» — о положении дел в киргизской деревне, прошедшей годы коллективизации и репрессий; повесть Ф. Искандера «Созвездие козлотура» — о несуразной постоянно проводимой кампанейщине, мешающей нормальному развитию советской деревни; рассказ А. Солженицына «Захар-Калита» — о запустении Куликова поля; подборка стихов Б. Пастернака, умершего за несколько лет до этого (1960) и еще не восстановленного к этому времени в Союзе писателей СССР. Во второй половине 1960-х годов содержание «Нового мира» пополнилось прозой Ф. Абрамова, Ю. Трифонова, Б. Можаева, Г. Владимова, во многом определившей настроения либеральной части советской интеллигенции.
Эти настроения выразил сам А.Т. Твардовский — в программной статье, появившейся в «Новом мире» в год 40-летия журнала (1965): «Мы приветствуем споры, дискуссии, как бы остры они ни были, принимаем самую суровую и придирчивую в пределах литературных понятий критику. Мы считаем это нормальной жизнью в литературе. И сами не намерены уклоняться от постановки острых вопросов и прямоты в своих суждениях и оценках. На том стоим»[1].
уховная позиция «Молодой гвардии» проявила себя, в частности, в статье М. Лобанова «Просвещенное мещанство», где критично оценивались многие современные тенденции духовной жизни[2]. Автор отмечал, что время нынешнего обновления в стране способствует расколу нации, что преодолеть этот процесс можно лишь при условии возрождения прежней политики. Тем самым идеализировалась сталинская эпоха, сложившиеся в то время методы управления. На эту статью несколькими месяцами спустя ответил в «Новом мире» критик А. Дементьев, писавший о том, что позиция «Молодой гвардии» является не только аморальной, но расходится с идеями и решениями самой же партии, осудившей сталинизм и признавшей его взгляды догматичными и безнравственными.[3]
Столкновение взглядов происходило не только на страницах толстых
С одной стороны, СМИ, как и прежде, вели борьбу за чистоту политических целей, отрицали инакомыслие, пропагандировали идеи партийных съездов и пленумов, публиковали полные тексты постановлений ЦК КПСС, призывали к распространению всевозможных трудовых починов: «Пятилетке качества — рабочую гарантию» или «Ни одного отстающего рядом» и т.д. По всей стране из одного газетного номера в другой кочевали рубрики: «На трудовой вахте», «Гарантия высоких и устойчивых урожаев», «Опережая время». С другой стороны, журналистика являлась для советских людей своеобразным и весьма действенным духовным наставником, окном в большой мир. Этому способствовало появление большего числа числа очерков, корреспонденций, фельетонов, писем, касающихся проблем и судеб людей. СМИ исследовали по-настоящему сложные ситуации морально-нравственного характера, размышляли над психологией, конкретными поступками своих героев.
В семейном кругу люди нередко иронизировали над СМИ, постоянно сообщавшими об успехах советской экономики, неэффеек- тивность которой становилась заметной даже невооруженным глазом, восхвалявшими «дорогого и любимого» Л.И. Брежнева и его начинания, и одновременно те же самые читатели обращались в СМИ по различным вопросам, в том числе и очень личным. Они шли за поддержкой к журналистам, после того как не находили ее в официальных инстанциях (партийных комитетах, органах исполнительной власти и т.д.). «Людей в редакцию с понедельника приходило столько — прямо-таки крестный ход: посетителей в отделе — уйма! И какое терпение надо было иметь, чтобы каждого выслушать, туг же кому-то позвонить и помочь. Многие шли даже не с жалобами, а поговорить о своем наболевшем, чтобы им посочувствовали, а может, что и посоветовали», — вспоминает ТЛ. Кононова, тогдашний корреспондент газеты «Тагильский рабочий»[5].
Журналисты в меру сил инициировали разрешение многих житейских вопросов, которые в западных странах традиционно закреплены за другими инстанциями — профсоюзами, домоуправлениями и т.д. СМИ не могли усомниться в справедливости политического строя, однако по локальным поводам они нередко вели себя достаточно смело. Критиковали нерадивых чиновников, превращали газетные площади и радиоэфир в бюро жалоб, вынуждая власть отвечать в редакции.
Таким образом, в годы застоя СМИ обладали не только административными полномочиями, традиционно присущими им, но и ярко выраженным духовным потенциалом. Их активная позиция и искренность в постановке болевых вопросов жизни общества привлекали к себе внимание, заставляли людей сопереживать, делиться своими мнениями в самих СМИ. Все это определяло специфику журналистского слова, вобравшей в себя все издержки и противоречия брежневского времени.
В Доме пионеров, фото Анатолия Шевченко, бывшего фотокорреспондента газеты «Коммунар».
В 1938 году драматург Алексей Арбузов, восхищенный игрой актрисы театра Вахтангова Марии Бабановой, специально для нее написал пьесу "Таня". Бабановой пришлось жестко отстаивать пьесу у театральных чиновников, – сам молодой автор еще не имел права голоса в кабинетах начальства.
За постановку спектакля взялся молодой режиссер А.М. Лобанов, и впервые "Таня " была сыграна 18 марта 1939 года. В роли Татьяны Рябининой - Мария Ивановна Бабанова. Во время безудерженого энтузиазма первых пятилеток бабановская Таня оказалась просто женщиной, которая просто любит. Бабанова сыграла любовь, – вернее, одиночество в любви, сыграла эту тему вопреки воле режиссера и автора. Для советской сцены тех лет такая героиня была в новинку.
Сегодня люди старшего поколения зачастую с ностальгией вспоминают советские времена, в то время как молодые люди в основном ассоциируют СССР с разрухой, очередями и запретами. Так ли это? Несмотря на непростые послевоенные условия, советские граждане умели радоваться жизни, развлекаться и одеваться.
Подробнее на Кино-Театр.РУ https://www.kino-teatr.ru/teatr/history/3-18/185/
Поделиться: